Интервью со светодизайнером Фёдором Миханьковым

Фёдор начал работать со светом в 2003 году. Он устроился работать менеджером по продаже неонового оборудования для интерьеров. “Мы ездили по архитектурным студиям и рассказывали почему лучше использовать неон вместо люминисцента” – говорит Фёдор . Об использовании светодиодов в интерьерном освещении тогда речи не было. Позже, когда появились светодиоды, он уже открыл свою компанию и попал «на волну». В 2014 ему захотелось заниматься светом вплотную, проектировать освещение и он пошел учиться в школу светодизайна LiDS. “Мной двигало желание разобраться в этом вопросе, открыть что-то новое” – вспоминает Фёдор.

Вопрос: Насколько сложно быть светодизайнером?
Фёдор: Если говорить о себе, то я люблю это занятие, поэтому мне заниматься светодизайном несложно. Если же говорить в общем, то это достаточно сложный процесс. Помимо того, что нужно разбираться во множестве внутренних ньюансов, приходится еще каждый раз объяснять почему это нужно и важно. Профессия молодая, рынок в России еще не сформирован.

Вопрос: В каких направления в основном работаете? Расчёт архитектурного освещения или обычных жилых?

Фёдор: Сначала хотелось бы отметить, что расчет – это не все, что делает светодизайнер. Это всего лишь одна из стадий, причем не самая важная. А что касается направлений, то мы (я сейчас работаю в студии светодизайна LiDS) работаем со всевозможными направлениями: интерьерное, архитектурное, ландшафтное, спортивное и пр.

Вопрос: Насколько важно правильно подбирать освещение в помещении?
Фёдор: Вообще человек получает 80-90% информации об окружающем мире через визуальное восприятие. И видим мы благодаря свету. Поэтому это очень важно. Мы сделали шоу-рум в центре Москвы, где можем продемонстрировать насколько сильно меняется восприятие помещения в зависимости от освещения. Также свет имеет огромное влияние на человека, на его биоритмы, ощущения, настроение.
Два года назад в Риме проходила профессиональная конференция светодизайнеров и там был доклад, в котором, на основании многочисленных исследований, доказывалось, что свет относится к основным потребностям человека, таким как например, еда и вода.

Вопрос: Какие приёмы используете для того, чтобы спроектировать качественный светодизайн?
Фёдор: Основной прием такой – я начинаю с анализа. Я изучаю архитектуру, пользователей, место расположения, видовые точки, фоновое освещение, материалы и пр. Потом формулирую задачи освещения. Тут важно помнить, что помимо основных, функциональных задач, свет может также вызывать определенные эмоции, менять настроение, взаимодействовать с пользователем, тем самым давая ему самовыражаться. Эта методика разработана в школе светодизайна LiDS и мы придерживаемся ее при проектировании в нашей студии.

Вопрос: Можно ли использовать светодиодную ленту как основной источник света?
Фёдор: Да. На сегодня существуют мощные светодиодные ленты, которые при правильном расположении вполне могут служить источником основного света. Также дело в количестве, можно использовать и не самую яркую ленту, но зашить ей световой потолок или витраж.

Вопрос: Какая цветовая температура больше всего подходит для спальни?
Фёдор: Если говорить о белом цвете, то конечно, больше подходят теплый белый свет, цветовая температура 2500-3000К. Но в спальне также можно использовать цветное освещение и имитировать, например, закат.

Вопрос: Как правильно определить какую цветовую температуру в какой комнате использовать?
Фёдор: Правильнее всего исходить из анализа и задач. Я бы не давал никаких конкретных рекомендаций, так как выбор цветовой температуры может зависеть от многих факторов: отделки, времени суток, стороны света и т.п.

Вопрос: Насколько эффективно светодиодное освещение?
Фёдор: Мне кажется термин «эффетивно» можно использовать по отношению к чему-то. Где-то эффективно, где-то нет ). Плюсы светодиодного освещения все знают, я могу сказать про минусы. Например, про пульсацию, которая появляется при диммировании. «Задиммированное» на 50% светодиодное освещение может уже не подойти для рабочего места.
Можно еще отметить индекс цветопередачи, но с этим показателем дела обстоят лучше, многие производите уже предлагают светодиодное оборудование с индексом более 92.

Вопрос: Какие частые ошибки в работе дизайнеров вы встречаете чаще всего, в плане планирования освещения?
Фёдор: Одна из самых распространенных – планирование освещения исходя из дизайна светильников. Очень хочется, чтобы дизайнеры понимали, светильник – это в первую очередь источник света, а потом уже декоративный элемент или часть оформления интерьера. Есть такой минималист Джон Поусон, достаточно известный, так у него в большинстве работ вообще не видно светильников.
Вторая распространенная ошибка – это расчет освещенности при помощи всяких хитрых схем с площадью, Ваттами и прочим. Я нашел один способ в интернете, он настолько курьезный, что мы его используем как анекдот.

Вопрос: Какой вы бы дали совет тем, кто не хочет прибегать к помощи специалистов для того, чтобы качественно спроектировать свет у себя дома самостоятельно?
Фёдор: Начните планировать освещение в помещении с ответов на вопросы: чем я планирую заниматься в этом помещении, кто еще будет пользоваться помещением , как, в какое время. Для каждого занятия напишите свой сценарий освещения, учитывая максимальное количество характеристик световой среды ( вообще их 11, но сколько знаете). А только потом уже переходите к подбору светильников и управления, согласно тем характеристикам, которые вы описали.

Подписывайтесь на мой инстаграмм @svetodizainer , там я выкладываю свои работы, интересные заметки, делаю прямые эфиры с выставок и конференций.

Подпишись на интересные статьи

Введите свой e-mail адрес:

 

Советуем почитать

Отправить ответ

2 Комментарий на "Интервью со светодизайнером Фёдором Миханьковым"

Слежу за Вашей деятельностью в интернете. Очень красиво и практично, вы молодец!

Слежу за вашей деятельностью в инстаграме .Очень практично и красиво .Вы молодец, Фёдор!Я поклонница Вашего творчества

wpDiscuz